Мотоцикл за 70 000 рублей, какой он? В воображении обладателя этой суммы, как правило, рисуется либо что-то 125-кубовое, либо что-то весьма старое. Скажете YBR125? Зайдите в салон Yamaha и загляните в глаза людям, продающим 125-кубовый карбюраторный мотоцикл за 155 000 рублей, после введения категории «A1» утративший большую часть аудитории. За 70 000 купить можно остатки чего-то, что 30 лет назад считалось недорогим японским мотоциклом, или приобрести что-то китайское, но новое. А может индийское?
Специально для таких скромных бюджетов, которыми, как правило, люди располагают в глубинке, Bajaj и выпустил свою 150-ку. Разумеется, при создании BM 150 Boxer индийцы о российской провинции не думали, ориентируясь, в первую очередь, на местный рынок. Но это и к лучшему, люди там живут ещё скромнее, а конкуренция за их кошельки среди производителей мотоциклов страшная. Именно благодаря ей каждый стремится сделать мотоцикл максимально доступным, функциональным и надёжным.
Bajaj Boxer BM150 2017 – самый популярный в России мотоцикл индийского концерна
На рынке квадроциклов и снегоходов существует сегмент утилитарных аппаратов, предназначенных для работы. На мотоциклетном рынке, и без того изобилующего классами, всех стригут под одну гребенку, ставя, например Duke 125 и Bajaj BM 150 в сегмент «дорожников» или нейкидов. Но если бы в среде двухколёсных всё же существовал класс «утилей», то Boxer, вне всякого сомнения, стал бы его символом.
Кажется, что на этом мотоцикле есть всё и ничего одновременно. Например, барабанные тормоза тут не только сзади, но и спереди. Более того, судя по размеру барабанов, как и на советской технике, передние и задние колодки унифицированы, что безумно удобно. А вот передние и задние литые колеса, даром, что чрезвычайно похожи, поменять местами не выйдет – ступицы разные.
Спереди и сзади установлены барабанные тормоза с взаимозаменяемыми колодками
Подвески просты и примитивны – спереди классическая телескопическая вилка с тонкими штоками и штампованной верхней траверсой, сзади – пара амортизаторов с регулировкой преднатяга пружины. Или пружин? Их, за каким-то чёртом в каждый амортизатор поставили по две штуки, одна из которых большая и черная, а вторая – поменьше и оранжевая.
Зачем? Судя по тому, как она визуально выпирает и бросается в глаза, назначение у двух пружин на амортизатор тоже, что и у трёх свечей на цилиндр – маркетинг. Полагаю, в Bajaj справедливо рассуждают о том, что с одной стороны хуже точно не будет, а с другой – яркое отличие от конкурентов, у них таких амортизаторов нет!
Впрочем, амортизаторы – единственное исключение: остальные элементы шасси, включая раму, маятник и подножки столь же архаичны и примитивны, как и всё вышеназванное. Ремонтопригодность? Ха! Да попробуйте тут хоть что-то сломать!
Выкрашенные в яркий цвет двойные амортизаторы, равно как подножки для третьего пассажира – главные фишки Bajaj BM 150
Таким же удалым и разухабистым мотоцикл ощущается и сидя на безразмерной пухлой подушке седла: подножки расположены низко, ноги согнуты в коленях почти под прямым углом, руль не слишком широк и высок, сидишь, будто за партой в школе. Комфорт? Скорее отсутствие дискомфорта – всё на своих местах, но как-то примитивно и сермяжно, а единственное нарекание вызвали лишь рукоятки руля, в крайних положениях упирающиеся в мои колени.
Впрочем, этот недостаток можно и простить. Хуже, когда угла поворота руля недостаточно, да и на габариты нужно делать поправку – пилот средней комплекции этот косяк может и не заметить. А вот страшненькие пульты с примитивными рычажками раздражать будут даже слепого, увы, здесь индийцы сэкономили, хотя к самой их работе претензий у меня не возникло.
Оставьте навороты вроде LED-оптики и двух дисплеев старшим собратьям – BM 150 прост как индийская копия АК-47
Приборная панель будто скопирована с какой-то японской «чесотки». С одной стороны – прощай молодость, с другой – классика с двумя параллельными блюдцами и линейкой скудного набора контрольных ламп под ними. Черный фон, алые стрелки – аккуратно, читаемо и даже приятно. Жаль лишь, что вместо тахометра в правом циферблате расположен указатель уровня топлива размером с кремлевские куранты. А что вы хотели за эти деньги?
К слову, датчик уровня топлива на этом аппарате вообще не очень-то и нужен – бензобак на одиннадцать литров мотор сможет высосать километров за 350-400, предварительно уткнувшись в «резерв», напоминающий пилоту о необходимости заехать на АЗС. Трёхпозиционный краник здесь такой же, как на советской технике – удобное, простое и надёжное решение.
Место тахометра в правом «колодце» занимает указатель уровня топлива в баке
Электрический стартер тут есть, но почему-то на нашем мотоцикле запускал мотор он раза со второго. Казалось, что моторчику не доставало толи мощности, то-ли электричества, но повода воспользоваться кик-стартером мотоцикл так и не дал, его мы дернули лишь ради интереса, после чего мотор затарахтел с первого качка.
Мотор простой до неприличия: четыре такта, один распредвал в головке блока, два клапана, воздушное охлаждение и карбюратор с ручным подсосом. Обслужить его сможет любой человек, знакомый с устройством мотора жигулей, мотоцикла «Урал» или газонокосилки, так что про ТО у официального дилера можно забыть.
В качестве силового агрегата используется карбюраторная одностволка выдающая 12 л.с
Чрезвычайно мягкий рычаг сцепления, первая вниз и поехали. Эм… Вторая вверх? Не угадал! Выбирая алгоритм переключения коробки передач индийцы толи ошиблись со столетием, толи ориентировались на людей, с мотоциклетной механикой незнакомых… Вместо привычного «первая вниз остальные вверх» или спортивного «первая вверх, остальные вниз» инженеры создали четырёхступенчатую КПП, переключающуюся по принципу «первая вниз, остальные вниз».
Иными словами, повышать передачу приходится нажатием на педаль, а понижать поднятием. После мотоцикла «здорового человека» – непривычно и не комфортно, а тем, кто выберет Boxer в качестве первого мотоцикла, понадобится несколько дней на то, что бы переучиться, при пересаживании на другой мотоцикл. Зато педаль КПП двуплечая, поэтому выбирать передачи будет удобно хоть в лаптях, хоть в валенках, хоть в рыбацких сапогах.
Удобство двуплечей КПП нивелируется непривычным алгоритмом работы трансмиссии
Само переключение передач чёткостью не отличается, но нужно учитывать, что мотоцикл достался нам с солидным пробегом, пройденным под такими же как и я мотоциклистами, постоянно промахивавшихся мимо нужной передачи и, вероятно, немного ушатавших коробку. Зато «короткие» звезды обеспечивают неплохую тягу, которой не ждешь от 12-сильного мотора.
Разумеется, за всё нужно платить, и максимальная скорость, не многим превышающая отметку в 100 км/ч тому подтверждение. Вы справедливо спросите, зачем нужны такие звезды? Дело в том, что индийская провинция, как я уже говорил, куда хардкорней нашей.
Мотоцикл за 70 000 не может претендовать на выдающиеся динамические характеристики, но на скоростях до сотни едет отлично
Bajaj BM 150 Boxer рассчитан на троих: пилот и пассажир могут похвастаться полноценными подножками, а второму пассажиру придется довольствоваться стальной подставкой под ногу слева и специальной накладкой на глушителе справа. Зато сиденья ему хватает. Короче, вполне полноценное место. Часть нашей редакции в составе трёх импозантных мужчин проверила лично – мотоцикл уверенно едет.
Больше того, несмотря на солидную загрузку, задняя подвеска не прожалась до конца, да и вилка не сложилась, так что зная наши реалии, полагаю, что найдется владелец «Боксера», который посадит и ещё одного, четвертого человека на свой байк, благо мощный стальной багажник определенно рассчитан на перегруз.
Необъятное сиденье Боксёра без труда умещает троих пассажиров, а на стальном багажнике может поместиться ещё один
К слову, чудовищная энергоемкость – единственное достоинство подвесок. Пробить их при езде в одиночку почти невозможно, да и вилка радует упругостью, в отличие от Bajaj Dominar 400. А вот тормоза… Номинально они есть, но при каждом нажатии на них в голове выскакивает образ Дмитрия Анатольевича с пожеланиями хорошего настроения, крепкого здоровья, да и вообще держаться там.
Обратная связь отсутствует в принципе, заблокировать переднее колесо невозможно даже с учётом дубовой штатной резины, как не дави на рычаг. Зато зад встает колом при малейшем касании массивной педали. Опять же – законы жанра: для гонок по грунтовкам таких механизмов будет достаточно, равно как и для езды по городам со спокойным, разреженным трафиком.
На небольших областных дорожках Bajaj Boxer чувствует себя как рыба в воде
Такая же и управляемость – в поворотах шасси пугающе играет, нащупывать пределы страшно, ибо у тоненьких штатных покрышек наступить он может где угодно; траекторию мотоцикл держать отказывается, всячески увиливая по поводу и без. Разумеется, вслед за ростом скорости ситуация только усугубляется, но, в любом случае, Boxer управляется лучше и послушней того же Минска, хотя и сливает приснопамятному «Ёбру».
Но нужна ли острая рулёжка утилитарному мотоциклу? Не очень, в отличие от вышеназванной взаимозаменяемости тормозных колодок и грузоподъемности. А ещё Bajaj BM 150 Boxer может похвастаться кожухом, полностью закрывающим цепь и звезды от пыли и грязи, поэтому о чистке, смазке и подтяжке цепи вспоминать придется нечасто.
Внушительный защитный кожух избавит от необходимости регулярного обслуживания цепи
Вообще для проверки натяжения в кожухе есть специальное отверстие, прикрытое заглушкой, но отковырять её я так и не смог – изготовлена она из чего-то слишком уж жёсткого и, кажется, вернуть её на место однажды вынув уже не выйдет. Но что за мотоцикл для глубинки, к которому не нужно прикладывать руки?
В сухом остатке мы имеем идеальный аппарат для русского хардленда, эдакий «Восход» на стероидах за вменяемые деньги. Понятно, что для мегаполиса Bajaj BM 150 Boxer не годится – управляемости и тормозной динамики катастрофически не хватает, а вот в качестве мотоцикла для дачи – самое то. И да, именно в этот сегмент рынка следовало бы смотреть концерну «Калашников» с его потугами возродить отечественный мотопром.
Видеообзор мотоцикла Bajaj BM 150 Boxer 2017:
Фотографии Bajaj BM 150 Boxer 2017:
Источник: