Когда речь заходит о советских внедорожниках, то сразу вспоминаются лишь “Нива” и УАЗ. Выбор вездеходов в СССР действительно был невелик, однако на самом деле существовали и другие модели. Какие именно – читайте ниже.
ГАЗ-М72
А вот первым массовым полноприводным автомобилем в СССР стал ГАЗ-М72. Параллельно советскую “Победу” также можно смело считать первым в мире кроссовером, так как в процессе ее разработки конструкторы объединили несущий кузов от легкового ГАЗ-М20 с шасси ГАЗ-69.
Получившийся таким образом гибрид мог похвастать солидной проходимостью и высоким клиренсом (210 мм). ГАЗ-М72 выпускался с 1955 по 1958 гг, при этом за годы производства с конвейера сошло 4 677 машин. Наибольшим спросом модель пользовалась среди лесников.
Сейчас же купить более-менее сохранившийся экземпляр советского внедорожника почти невозможно, зато у частных коллекционеров имеются несколько тщательно отреставрированных авто.
ГАЗ-61-73
Долгое время в советском союзе внедорожники разрабатывали исключительно для армии. Ситуация кардинально изменилась с выпуском ГАЗ-61-73.
Будучи построенным на базе легкового ГАЗ-М1, последний хоть и был разработан для военных целей, но при этом мог похвастать по-настоящему премиальным уровнем комфорта и имел жесткую крышу над головой, что и сделало его востребованным среди гражданского населения.
ЗиС-110Ш/110П
Первым советским полноприводным автомобилем, выпущенным после войны, стал ЗИС-110Ш, буква “Ш” в названии которого, вероятно, означала “Штабной”. Шасси такого вездехода было частично позаимствовано от американского военного Dodge WC.
Сталину модель не понравилась, а вот Никита Сергеевич Хрущев оказался к внедорожнику более благосклонен, заказав сразу несколько экземпляров. Для него были изготовлены автомобили с отечественной трансмиссией и с топливным баком увеличенного объема. Такие машины имели уже индекс “П” в названии.
Информация о точном тираже внедорожника не уточняется, но предположительно было выпущено от 3 до 47 экземпляров модели. До наших дней сохранился лишь парадный фаэтон небесного цвета.
Москвич-410/410Н/411
Вслед за Горьковским автозаводом к разработке вездеходов подключился и Московский Завод Малолитражных Автомобилей (далее МЗМА), который выпускал полноприводные версии своих моделей в период с 1957 до 1961 гг.
С конвейера предприятия сошли машины как в кузове седан, так и универсал. Помимо достаточно солидной проходимости, они могли похвастать надежностью и неприхотливостью, при этом главными недостатками этих моделей являлись высокий центр тяжести и маломощные двигатели.
Наиболее востребованы на рынке были полноприводные Москвичи, которых за годы производства было выпущено свыше 9 000 экземпляров, причем многие из них сохранились до наших дней.
Москвич-415/2150
Читайте также: Тюнинг УАЗов за границей: интересные и неожиданные проекты
Уже в конце 50-ых на МЗМА пришли к выводу, что построить полноценный внедорожник на базе легковой модели попросту нельзя, и тогда на предприятии разработали прототип Москвич-415.
В последствие было выпущено сразу несколько вариаций последнего с разными типами кузовов, после чего в 1973 году был представлен Москвич-2150.
“Тележка” последнего была унифицирована с готовящейся на тот момент к выпуску моделью М-2140. Всего было собрано только два прототипа, один из которых получил жесткий верх, а другой брезентовый. К сожалению, до серийного производства внедорожника дело так и не дошло.
ГАЗ-22 (4х4)
Еще одним подзабытым советским внедорожником является ГАЗ-22, построенный на базе одноименного универсала, вот только информации по данной полноприводной модели крайне мало, да и та, что имеется – противоречива.
По слухам, разработка вездеходного ГАЗ-22 была инициирована самим Леонидом Ильичом Брежневым, который хотел иметь в своем гараже удобную машину для охоты.
Согласно некоторым источникам, автомобиль создавался усилиями мастеров безымянного авторемонтного предприятия, а не на Горьковском автозаводе. Сам же вездеход получился путем установки кузова от универсала ГАЗ-22 “Волга” на шасси ГАЗ-М72.
ГАЗ-24-95
Читайте также: Современные кроссоверы и внедорожники 2018 года
Другим советским внедорожником, получившимся в результате скрещивания двух моделей, стал седан ГАЗ-24-95. При создании последнего кузов от ГАЗ-24 был взгроможден на шасси УАЗ-469, при этом двигатель все же остался от “Волги”.
Такая модель была выпущена тиражом в пять экземпляров и имела несущий кузов, а вот привычная для большинства внедорожников рама у нее отсутствовала.
Интересно, что весь тираж задействовали по прямому назначению – для работы на сельскохозяйственных полях и в лесничествах. В частности, один из пяти экземпляров “трудился” на охотничьей даче Брежнева в Завидово.
Источник: