Знать положение внутренней и внешней мертвых точек в данной установке особенно важно, так как при работе на переменных нагрузках в двигателе меняется степень сжатия как вследствие изменения хода поршней, так и в результате изменения положения внутренней и внешней мертвых точек.
Однако использование хвостовика кулачкового вала весьма удобно, так как в этом случае при индицировании не требуется никаких конструктивных переделок в машине.
Принцип работы данного индикатора основан на записи показаний манометра, соответствующих давлению газов в цилиндре двигателя при определенном положении поршневых групп. Рассматриваемый индикатор дает возможность определять давления в любой полости СПДК при различных положениях поршневых групп и измерять ход поршня.
Приспособление для измерения хода поршня крепят на картере кулачкового вала топливного насоса. Это приспособление состоит из неподвижного текстолитового диска с центральным отверстием, через которое проходит квадратный конец вала шестерни механизма синхронизации. На конец кулачкового вала насажен рычаг с электросъёмником, скользящим при вращении рычага по укрепленной на диске шине. При прохождении по цепи электрического тока в специальном искровом промежутке, имеющемся на рычаге, проскакивает искра, которую можно наблюдать через окно. Пробивание искрового промежутка происходит или при замыкании, или при размыкании мембраной датчика, ввернутого в цилиндр двигателя, общей электрической цепи. Замыкание или размыкание мембраны датчика с контактом происходит при нарушении равенства давлений воздуха по ее сторонам, действующего с одной стороны из индицируемого цилиндра, а с другой — из баллона со сжатым воздухом.
Устанавливая с помощью тарированного манометра различные величины давления воздуха по одну сторону мембраны, тем самым можно определить в момент равновесия давление газа в цилиндре двигателя, соответствующее данному положению поршней, как при сжатии, так и при расширении.