Практически каждый автолюбитель желает, чтобы его транспортное средство как можно дольше оставалось на ходу. К сожалению, последнее возможно только при тщательном уходе, в то время как пренебрежительное отношение к автомобилю чревато различного рода поломками и дорогостоящим ремонтом.
Чтобы владение техникой приносило радость и не ударяло по кошельку, нужно периодически самостоятельно проверять все основные узлы и агрегаты машины. Это продлит вашему автомобилю срок службы и позволит сэкономить на обслуживании у официальных дилеров. С чего же начать?
Состояние шин
Рекомендуем вначале осмотреть машину снаружи, особое внимание уделив состоянию покрышек. Своевременно заметив приспущенное колесо или порез, вы сможете избежать неприятностей в пути. Согласно статистике, немалый процент ДТП происходит как раз из-за поврежденных шин, поэтому при обнаружении глубоких порезов или грыж лучше отложить запланированную поездку и сразу же заменить резину на новую.
Бегло осмотрев шины на наличие повреждений, также стоит проверить глубину протектора и равномерность его износа. Здесь необходимо воспользоваться специальными маркерами, однако при отсутствии оных подойдут и сподручные средства (например, обычная монетка). Если протектор серьезно стерт, то шины рекомендуется заменить на новые.
Кроме того, хотя бы раз в неделю-две необходимо проверять манометром давление в колесах, при этом не забывая и про “запаску”. Давление в покрышках должно в точности соответствовать заявленному производителем. Узнать рекомендуемые значения можно из инструкции к авто. Плюс иногда они указаны на стойке кузова или лючке бензобака с внутренней стороны.
Если одно из колес медленно спускает, то это свидетельствует о наличии пореза. Внимательно осмотрев покрышку, возможно вы сможете найти проколотый участок. В большинстве случаев устранить подобные повреждения могут в специализированной мастерской.
Также не стоит забывать и про нарушения углов установки колес и проблемы с элементами подвески, из-за которых даже самая дорогостоящая резина может прийти в негодность спустя всего нескольких сотен километров.
Полировка фар
На многих современных авто фары головного света изготовлены из пластика, который с годами покрывается множеством мелких царапин, что негативно влияет на качество освещения. В автомастерских предлагают услугу по полировке фар, однако сделать это можно и в домашних условиях.
Для этого вам понадобится абразив и простые инструменты. Сначала нужно тщательно отмыть фары пресной водой и только затем приступать к их полировке. Таким образом, вы сможете вернуть головной оптике практически первозданный вид.
Замена щеток стеклоочистителей
Со временем щетки стеклоочистителей изнашиваются, из-за чего ухудшается обзорность в непогоду, при этом на официальных ТО дилеры стараются нажиться, предлагая владельцам приобрести брендовые щетки и замысловатые системы крепления за баснословные деньги.
Однако замену щеток стеклоочистителей опять же вполне можно произвести самостоятельно. В автомагазинах представлено немало более доступных аналогов, которые при этом не уступают фирменным продуктам в качестве.
Если же в ходе осмотра вы обнаружили лишь износ резиновой части щеток, то ее можно легко заменить, при этом оставив старый работоспособный каркас. Купить соответствующую “резинку” можно в любом гипермаркете, заплатив всего несколько сотен рублей.
Слежение за уровнем технических жидкостей
В своевременной замене последних нуждается любой автомобиль, будь то старенькая “Калина” или современный BMW. Данная информация крайне важна, поэтому рекомендуем тщательно изучить инструкцию к вашей машине. В последней указано, где и когда нужно проверять состояние технических жидкостей, плюс в документе приведен перечень рекомендуемых марок масел, тормозных жидкостей и “охлаждаек”.
Владелец, заботящийся о состоянии своей машины, должен регулярно проверять уровень и состояние последних, а при необходимости – производить замену. Соблюдение этого условия является гарантом беспроблемной работы основных агрегатов транспортного средства.
Рекомендуется хотя бы раз в неделю проверять уровень тормозной жидкости, жидкости гидроусилителя рулевого управления (если таковой имеется), охлаждающей жидкости, а также моторного масла. Изредка стоит следить и за уровнем масла в трансмиссии, однако последнее возможно только если у автомобиля конструктивно предусмотрена такая возможность.
Контроль за техническими жидкостями не требует много времени, при этом из подручных средств вам понадобится лишь тряпочка и фонарик (для подсветки расширительных бачков сзади). Уровень масла в двигателе и трансмиссии должен быть строго в диапазоне между отметками “min” и “max”, поэтому при его доливе избегайте перелива, так как из-за него может выдавить сальники.
Охлаждающую жидкость также лучше не переливать, поскольку она просто выльется на землю через перепускной клапан при прогреве мотора. Что касается жидкости гидроусилителя и тормозной жидкости, то их можно залить чуть выше положенного уровня.
Заметим, что дотошно соблюдать инструкцию и заливать технические жидкости только определенных брендов никто не обязывает. Главное в этом деле, чтобы выбранный продукт соответствовал определенной спецификации. К примеру, если в моторе вашего автомобиля используется масло 10w40 одной марки, то никто не запрещает вам использовать такое же масло от другого производителя.
Замена масла
Многие водители после посещения мастерских сомневаются, что на сервисе была произведена замена масла и фильтра, а если и была – то насколько качественные расходники были использованы ? Избавиться от этих сомнений легко – достаточно начать самостоятельно менять моторное или трансмиссионное масла.
Это достаточно простая процедура, и для ее осуществления потребуется только один ключ – для сливной пробки. Управиться с последней можно всего за несколько минут, однако в редких случаях также придется демонтировать защиту картера.
Для начала ослабьте затяжку пробки сливного отверстия и масляного фильтра, а затем прогрейте двигатель до рабочей температуры. Подставив под сливное отверстие подходящую емкость, слейте старое масло, после чего заверните пробку.
На финальном этапе замените масляный фильтр и залейте новое масло до нужного уровня, ориентируясь по меткам на щупе, а затем закройте крышку на заливной горловине. Теперь остается лишь утилизировать старое масло – выбрасывать его как обычный мусор запрещено.
Проверка ремня допоборудования и шлангов системы охлаждения
Проверив уровень технических жидкостей, рекомендуется также присмотреться к резиновым шлангам системы охлаждения мотора и ремню дополнительного оборудования, от состояния которых напрямую зависит работоспособность машины.
Так, обрыв ремня допоборудования приведет к отключению генератора, гидроусилителя руля (если таковой имеется) и кондиционера. Лишившись зарядки батареи, автомобиль проедет еще несколько десятков километров, после чего заглохнет, и вам придется вызывать эвакуатор. Нередко это может привести и к замене аккумулятора, а стоит последний немало.
Избежать подобной неприятности поможет своевременная проверка ремня на наличие повреждений, особенно перед поездками на дальние расстояния. Если при визуальном осмотре на ремне не будут обнаружены трещины или потертости, то можно смело отправляться в путь. В противном случае лучше не полениться и заменить ремень на новый, к тому же стоит он “копейки”.
Периодически осматривать на предмет наличия трещин и потеков стоит все патрубки и шланги системы охлаждения, причем особенное внимание нужно уделить области хомутов.
Рекомендуется сильно сжимать шланги и сгибать в разных направлениях, что позволит выявить даже самые незаметные дефекты. Естественно, производить подобную проверку нужно при выключенном моторе и низкой температуре охлаждающей жидкости.
Помните, что внезапная утечка “охлаждайки” может привести к перегреву силового агрегата, при этом починить шланги системы охлаждения в полевых условиях – задача трудновыполнимая, а значит, оказавшись в захолустье, водителю придется воспользоваться недешевой транспортировкой на эвакуаторе.
Замена воздушного фильтра мотора
Также каждый автомобилист вполне может самостоятельно произвести замену воздушного фильтра, по мере загрязнения которого существенно ухудшается приток воздуха, что негативно отражается на работе мотора и его экономичности.
Из инструментов вам понадобится только отвертка. Просто откройте пластиковую коробку и замените старый фильтр на новый. И все! Таким образом, вы можете избежать по-сути ненужного визита к дилеру, сэкономив свое время и деньги.
Очистка клемм аккумуляторной батареи
Читайте также: Снятие клемм АКБ: за и против, плюс защита от окисления
В процессе эксплуатации автомобиля клеммы аккумуляторной батареи окисляются, что приводит к ухудшению зарядки и некорректной работе бортовой сети. Своевременно производя очистку клемм, вы сможете избежать этих неприятных последствий. Для этого вам понадобится пара ключей на 8/10, а также наждачная бумага.
Сняв клеммы с аккумулятора, тщательно очистите все поверхности с помощью наждачки и ветоши. Во время работы будьте предельно аккуратны и не допускайте замыкания контактов между собой. Завершив очистку, подсоедините клеммы обратно и затяните болты.
Замена салонного фильтра
Не менее простой является и замена салонного фильтра, при этом самое сложное в данной процедуре – непосредственно найти, где этот самый фильтр находится. Лучше всего обратиться на специализированные интернет-форумы, получив ответ от владельцев таких же машин.
Заметим, что салонные фильтры препятствуют попаданию загрязнений в салон, однако со временем они сами загрязняются, обрастая грибками и покрываясь плесенью. Именно поэтому данный фильтр нужно периодически менять, если, конечно, вы хотите дышать чистым воздухом.
При замене фильтра лучше всего отдавать предпочтение угольным аналогам. Они стоят не намного дороже обычных, но способствуют лучшей фильтрации воздуха и дополнительно защищают от бактерий.
Осмотр сайлентблоков и резиновых уплотнений
В подвеске и рулевом управлении любого автомобиля задействовано немало резиновых деталей, которые достаточно быстро приходят в негодность. Если их не менять вовремя, то это может привести к поломке шаровых опор и рулевых наконечников, а в некоторых случаях из строя может выйти и коробка передач.
Поэтому нужно периодически осматривать все резиновые элементы на наличие повреждений. Если вы обнаружите отслоения металлической части от резины в сайлентблоке или надрывы на пыльниках, то нужно задуматься о скорейшей замене этих компонентов на новые.
Лучше всего, если у вас на руках уже будут иметься запасные детали, тогда вы сможете произвести их замену в кратчайшие сроки без привлечения специалистов сервисных центров. Это сэкономит ваше время и деньги!
Источник: