Умельцев, которые делают своими руками вездеходы, часто интересует вопрос — можно ли, и если можно, то как сделать диски самостоятельно. Вездеход – это такая машина, которая застрянет там, куда остальные не доедут, поэтому требования к дискам в данном случае самые жесткие.
Требования к дискам:
- Диски должны иметь высокие антикоррозийные характеристики. Так как их эксплуатация сопряжена со сложными условиями, материал, из которого сделан диск, не должен покрываться ржавчиной или коррозией даже после продолжительного нахождения во влажных условиях.
- Небольшой вес. Внедорожники и вездеходы сами по себе обладают высоким весом, поэтому не стоит утяжелять автомобиль еще и слишком тяжелыми дисками.
- Возможность коррекции. Эксплуатация вездехода в сложных условиях приводит к тому, что диски могут погнуться, поэтому хорошие диски для вездехода должны иметь возможность починки.
- Хорошее соотношение цена-качество. Дешевые диски быстро ломаются, а кованные – слишком дороги. Поэтому для каждого конкретного случая должен быть индивидуальный подход.
Купить подходящие диски к вездеходам иногда бывает невозможно, поэтому стоит подумать о том, чтобы сделать их своими руками.
Процесс работы над дисками можно разделить на этапы.
Этапы работы:
- В первую очередь следует сделать запорные кольца. Они могут быть изготовлены из обортовки двухсотлитровой бочки. Если вам удалось найти такую бочку с металлическим ободом, то вам повезло. Если вы не смогли найти обод от такой бочки, можно попытаться загнуть кольца из уголков на 25 мм или из ленты железа 2 -3 мм.
- Подготавливаем кольцо так, чтобы оно плотно входило в посадочное место уже ободранной покрышки. Плотно – это значит так, чтобы его можно было заколотить внутрь молотком.
- Следующий этап – измерение внутренней длины окружности этого кольца. Это можно сделать с помощью плоской металлической ленты. Кусок такой ленты отрезают и используют как шаблон при изготовлении бочки, подгоняя ее под внутреннюю окружность.
- Когда запорные кольца готовы, можно приступать к изготовлению самой бочки дисков. Для этого потребуется цельный лист железа.
- Рисуем развертку со следующими размерами. Она будет прямоугольной формы, где длина равна внутренней длине окружности запорного кольца, а ширина — ширине диска.
- Вырезаем полученный прямоугольник.
- Из полученного железного прямоугольника сворачиваем бочку. Контрольной лентой ещё раз проверяем внешнюю длину окружности бочки, которая будет чуть больше из-за толщины листа металла.
- На следующем этапе нам надо срезать излишек. Допускается погрешность не более 1 мм.
- Шов на бочке герметично привариваем, после чего его надо отшлифовать от подтеков. Шлифовать надо с двух сторон – и снаружи, и внутри.
- Для того, чтобы изготовить конус для диска, измеряем внутреннюю длину окружности готовой бочки. Далее используем формулу: внешний радиус конуса «R» = «С»внут.б. / 2 пи = «С»внут.б. / 6,28.
- Свариваем элементы.
Таким образом, у вас будет сделана бочка для диска.
Чтобы сделать конус, для начала надо рассчитать, начертить и вырезать его развёртку. Это можно делать как с целого куска металла, так и из частей. Чаще всего развертку делают из трёх частей, которые потом сваривают в единое целое на трафарете.
Вырезка развертки конуса из трех частей имеет большое преимущество – такой способ в два раза экономит металл.
В первую очередь выберем нужный угол конуса. Опыт показывает, что самый оптимальный вариант – это угол в 45 градусов. Можно сделать и более тупой угол, до 60-70 градусов, однако такой угол подойдет в том случае, если надо увеличить вынос диска.
Для расчета конуса есть программы, но можно сделать расчет самому с помощью простого калькулятора. Из прямоугольного треугольника видно, что ас = св / sin «а» , при этом внешний радиус сектора равняется внутреннему радиусу бочки R внутр.б. / sin «а»; внутренний радиус сектора будет равен внешнему радиусу автомобильного диска / sin «а»; угол сектора равен 360 х sin «а» градусов. Угол можно не отмерять, а отложить на внешнем радиусе сектора длину окружности «С» внутр. б.
Сектора следует обрезать строго по радиальной линии.
Важно: при работе над дисками есть одна проблема — во время эксплуатации сварочный шов может лопнуть. Решить эту проблему можно с помощью укрепления сварки с помощью болтов и гаек.
Когда диск будет полностью готов, к бочке можно приварить тонкую полоску стали 2мм для усиления. Она предотвратит разбортовку из-за прорыва отверстий в бочке, через которое прикручивается запорное кольцо. Если само кольцо сделано из алюминия, то в этих местах стоит перейти на сталь.
Перед эксплуатацией диск следует покрасить. Можно использовать порошковую покраску автомобильных дисков от zahidcolor
И не забудьте проверить, не упирается ли шаровая опора во внутренний конус. Это распространенная проблема, когда диски хочется сделать своими руками. В результате приходится диск смещать к краю бочки, и внутренний конус получается практически прямым без наклона.