Время от времени появляется товар, который заставляет вас думать: «Да! Именно этого мне в жизни и не хватало!» И ваша жизнь действительно меняется (интернет и гриль Джорджа Формана – первое, что пришло мне на ум). Но чаще всего старт нового продукта бывает посредственным, а новая вещь представляет собой слегка измененную версию уже существующей.
Однако время от времени появляются товары далеко не посредственные — это такой огромный, умопомрачительный провал, что можно лишь ахнуть. Вот что мы отмечаем сегодня — товары настолько плохо продуманные, настолько обнадеживающие при запуске и настолько катастрофично провалившиеся в продаже, что они вошли в наш Топ-10 неудачных товаров.
10. Новая Кола
Одним из самых известных примеров может послужить Новая Кола, выпущенная Coca-Cola в 1985 году. Позабыв о правиле: «никогда не меняй выигрышную формулу», они решили изменить хорошо служивший им рецепт колы и перезапустить его под звуки фанфар. Роберто Гойзуэта, занимавший в то время должность исполнительного директора, описывал новый напиток так: «более мягкий, более плавный, но одновременно более смелый… более гармоничный вкус», и изначально потребители покупали колу как обычно. Затем наступила реакция — в основном от лоялистов на Юге, которые сочли это своего рода продолжением гражданской войны. В конце концов активное меньшинство победило, и старая формула была восстановлена, хотя многие утверждают, что Кока-Кола уже не та, что прежде.
9. Одноразовые колготки от Bic
Хотелось бы мне побывать на собрании, где впервые обсуждался этот продукт… «Что бы нам следует развивать на ряду с нашим хитом продаж: ручками и одноразовыми бритвами?» «Э-э-э… нижнее белье?» «Да!» Как бы невероятно это не выглядело, подобный диалог наверняка должен был произойти, поскольку Bic выпустили вместе с другими одноразовыми линиями «одноразовые» колготки.
Но возникли проблемы с производством – в отличии от зажигалок, нельзя делать колготки в литьевой пресс-форме — и торговая марка оказалось недостаточно сильной, чтобы убедить людей покупать товар. Упор на «одноразовое» использование не сработал, потому что на самом деле надеть колготки можно более одного раза, если избегать острых ногтей. Чтобы поместить одноразовые ручки и нижнее белье в одну категорию потребовалось серьезное подавление неверия, но кто-то из Bic, должно быть, верил, что им это удастся!
8. Овощное желе Jell-o для салатов
Некоторые идеи в целом выглядят неплохо, но их воплощение способно вызвать тошноту. Например, идея пикантного желе Jell-o. В первой половине 20-ого столетия существовала мода на салатные студни — овощи, заключенные в желатин — и повара готовили их из Jell-o со вкусом лайма. Итак, компания Jell-o выпустила линию желе для салатов: со вкусами томата, смеси овощей и сельдерея.
Как ни странно, успехом они не пользовались, и производство было прекращено. Но если вы хотите приготовить салатный студень — старый добрый лаймовый Jell-o до сих пор в продаже.
Jell-o являются официальной закуской Юты из-за популярности среди мормонов. Но, подозреваю, даже они не оценили овощной вкус!
7. Разноцветный кетчуп
Еще один съедобный товар, провалившийся потому, что в 2000 году Heinz проигнорировал урок Coca-Cola и испортил формулу победы: в данном случае кетчуп томатного цвета, который спокойно продавался более сотни лет.
Желая стать привлекательнее для детей, Heinz выпустил новый ассортимент кетчупов безумного цвета, например, «синий электрик» и «черничный». Это скорее озадачило покупателей, учитывая, что любой уважающий себя четырехлетний ребенок в любом случае мажет свою еду кетчупом, и, конечно же, не нашло понимания у родителей. Как ни странно, родители предпочитают, чтобы питание их детей по возможности выглядело похожим на основной ингредиент, а не напоминало нечто, выпавшее из носа чужого. Излишне говорить, что продолжалось это недолго.
6. Джинсы Levi’s Type 1
В этом случае нет явной причины, по которой этот конкретный продукт потерпел неудачу — в конце концов, не так уж часто Levi’s ошибались за всю историю производства синих джинсов. Но бывает и такое — чем громче фанфары, тем больше вероятность разочарования. У Type 1 были все отличительные признаки ливайсов: красный ярлычок, большие кнопки и декоративные швы. Но даже дорогостоящая реклама на Суперкубке не помогла: отчасти из-за безумной стратегии ценообразования, благодаря которой одни продавцы продавали их за 100 долларов, а другие за 30. Атмосфера всеобщей путаницы продажам не способствовала, и Levi’s прекратил производство, чтобы сосредоточиться на известных бестселлерах. Похоже, потребители предпочитают заниженные во всех смыслах этого слова джинсы…
5. Crystal Pepsi
Еще одна продуктовая катастрофа, но справедливости ради, на этот раз потерпела поражение не Кока-Кола, а Пепси. Модные тенденции в еде и напитках всегда немного необъяснимы (вспомним о салатном студне), и в начале 90-х в моду вошла прозрачная кола. Возможно, ее создатели вдохновлялись тенденциями минимализма товаров для дома. Возможно, это был просто урод. Но в 1992 году производители безалкогольных напитков из кожи вон лезли, пытаясь завоевать рынок своей версией прозрачной колы.
У Кока-Колы был свой бренд — Tab Clear — но Пепси их опередила: напитки Crystal Pepsi попали на полки магазинов в апреле 1992 года, за несколько месяцев до Tab Clear. Новинку сопровождала обширная маркетинговая кампания, с музыкой Ван Халена и рекламными роликами на Суперкубке. Но бренд так и не взлетел. Потребители явно запутались в продуктах, внешний вид которых не соответствовал вкусу (вроде зеленого кетчупа), и в следующем году этот напиток был снят с производства.
4. Чипсы Wow!
Еще одна модная в 1990-х тенденция — Без жира! Никакого жира, прежний великолепный вкус! Диетический! Одним из таких продуктов, выпущенных в 1998 году, были чипсы Wow! от Frito-Lay. Они выполняли обещанное в трех разных вариантах — очень мало жира при сохранении ожидаемого покупателями вкуса. Но также они вызывали кое-что еще — желудочные спазмы, «сыпучий стул» и другие проблемы с пищеварением. От олестры, ответственного за это ингредиента, позднее отказались из-за жалоб на вызванные им заболевания брюшной полости, а так же из-за того, что он «подавлял усвоение некоторых витаминов и питательных веществ». Да уж, он мог помочь сбросить вес: ценой расстройства желудка и истощения. Как ни странно, после подобных откровений объем продаж упал, и чипсы тихонько убрали из производства.
3. Готовые блюда от Colgate
Что может быть заманчивее комбинации зубной пасты и готовой еды? Каждый из нас хотя бы раз в жизни поел слишком рано после чистки зубов, когда во рту еще осталась паста. Вкус… на любителя. Но люди из Colgate должно быть решили, что что-то в этом есть, и выпустили свою линию «кухонных закусок» в 1982 году. Как ни удивительно, остальные с ними не согласились: мысли о зубной пасте при виде блюд из риса и овощей явно отталкивали покупателей. Готовые блюда от Colgate не вышли за пределы американского рынка и их изготовление было прекращено.
2. Betamax
В области новых технологий всегда будут победители и проигравшие — просто посмотрите, как Facebook вытеснил MySpace, а плейеры MiniDisc практически исчезли с появлением iPod. Такая же судьба постигла видеомагнитофоны Betamax, чьи 1-часовые ленты просто не могли конкурировать с 2 часами, предоставляемыми конкурирующей системой VHS. VHS был еще и дешевле, что так же не помогло Betamax.
В 1975 году Betamax владел 100% рынка, но эффект VHS снизил его до 25% к 1981 году. Несмотря на это, производство продержалось аж до 2002 года, причем основную долю занял рынок Японии — что слегка странновато, учитывая, что японцы обычно держатся на передовом крае науки и техники. Плейеры Betamax до сих пор существуют, но только в качестве редкой диковинки, или предмета коллекционирования в определенных кругах.
1. Дасани
Прости, Кока-Кола, снова твоя очередь, и мы переходим к катастрофическому провалу нового бренда бутилированной воды Дасани в 2004 году. Состязаясь с Aquafina от Пепси, она пользовалась относительным успехом в Америке, но в Великобритании в феврале 2004 ее ждал оглушительный провал.
Началось все с неудачных рекламных слоганов о «мужественности в бутылке» и «жизненной хватке». К сожалению, использованное в них слово «spunk», которое должно было означать силу духа, хватку, мужественность и так далее, в Англии оказалось иносказательным названием спермы, и кампанию подняли на смех. Еще хуже стало, когда «чистейшая» вода Дасани оказалась всего лишь водопроводной водой из города Сидкуп в Кенте. Ее обрабатывали и разливали по бутылкам, но по сути она ничем не отличалась обычной воды из-под крана. Представители Кока-Колы попытались заявить, что они ничего не утверждали о происхождении Дасани, но Департамент Торговых Стандарты нанес ответный удар расследованием, действительно ли Дасани чище водопроводной воды или между ними нет разницы.
Разгица была обнаружена: в марте 2004 года в воде было найдено предположительно канцерогенное соединение брома. Дасани исчезла из магазинов, и, даже получив возможность возобновить ее выпуск в 2012 году, Coca-Cola решила от нее отказаться. Поразительный провал продукта!
Рекомендуем посмотреть:
Список товаров от всемирно известных брендов, которые не смогли закрепиться на рынке и откровенно провалились:
Источник: