Три родины Дмитрия Мазепина

Дмитрий Мазепин.

Владелец одного из крупнейших российских химических концернов «Уралхим» Дмитрий Мазепин любит порассуждать на широкую публику о патриотизме и любви к России. Однако эти красивые слова плохо вяжутся с реальными делами олигарха, который на протяжении последних лет предпочитает вкладывать деньги в активы в Латвии. <…>

В соседней, но далеко не дружественной России прибалтийской стране Мазепину принадлежит контроль сразу в двух терминалах. Это построенный в 2013 году терминал по перевалке сыпучих минеральных удобрений в Рижском порту и приобретенный годом позже терминал по перевалке жидкого аммиака в порту Вентспилса. Объем перевалки грузов в обоих портах «Уралхим» при этом обещал за несколько лет увеличить практически вдвое.

В оба этих актива российский олигарх вложил не один десяток миллионов евро. Строительство только первой очереди рижского терминала, например, обошлось в общей сложности в 60 млн евро, покупка в Вентспилсе — еще в 55 млн евро. В обоих проектах «Уралхиму» принадлежит более 50%.

«Строительство терминала стало ярким примером взаимовыгодного сотрудничества двух стран — России и Латвии, которое позволило в короткие сроки и на самом современном уровне реализовать масштабный инфраструктурный проект», — отмечал Мазепин на открытии Riga fertilizer terminal. 

Не скрывали своего удовольствия от российских инвестиций и латвийские власти. «Сам грузовладелец создает здесь терминал и переваливает именно через Ригу половину своей продукции. Это очень важный сигнал, что наш транзитный коридор привлекателен и конкурентоспособен», — отмечал на открытии терминала министр сообщений Латвии Анрийс Матисс.

«Я считаю, это правильный подход, когда владелец грузовой базы, создавая свою логистику, инвестирует в терминал в Латвии», — хвалил в свою очередь Мазепина мэр Вентспилса Айварс Лембергс.

Латышским властям есть за что любить российского олигарха. Каждый из принадлежащих Мазепину латвийских терминалов оборудован по последнему слову техники, переваливая несколько миллионов тонн грузов в год и обеспечивая работой сотни местных жителей. К тому же «Уралхим» — крупный игрок, который вносит весомый вклад в экономику прибалтийской республики. А его «дочка» — SIA Uralchem Trading,  специализирующееся на экспортных поставках агрохимикатов, на протяжении многих лет входит в тройку крупнейших предприятий сельскохозяйственной отрасли Латвии, обеспечивая погрузку товара в портах и фрахтование судов. В 2017 году оборот этой компании составил 870 миллионов евро, заняв по этому показателю первое место в агросекторе Латвии.

Между тем, все эти деньги Мазепин мог бы потратить и в России — к примеру, на свое основное производство в Березниках, основу его доходов и благосостояния. Однако на эти цели олигарх выделяет куда более скромные средства. Так, в этом году инвестиции филиала ПМУ «Уралхима» в Пермском крае заявлены на уровне 654 млн рублей (это примерно 8,5 млн евро по текущему курсу), в прошлом году эти цифры были еще меньше. В свою очередь на модернизацию и ремонтные работы на предприятии «Уралхима» в Березниках планируется потратить до конца года еще 2 млрд рублей (около 25 млн евро). 

То есть суммы, которые вкладывает владелец «Уралхима» в поддержание своего ключевого российского актива, примерно сопоставимы с его прибалтийскими тратами. Только вот на латышских терминалах работают несколько сотен местных жителей, а в одном только филиале «Азот» — 2,5 тысячи российских граждан. Да и уровень зарплат латвийских рабочих и пермяков вряд ли сопоставим.

«Мы считаем, что Россия — необъятная страна, и нам здесь живется хорошо, и нам есть здесь куда развиваться», — не так давно говорил Мазепин в программе «В рабочий полдень» на канале «Россия-24», отвечая на вопрос, не желает ли он купить активы где-нибудь еще. Однако на деле он почему-то предпочитает купать в своих инвестициях Латвию — одну из наиболее агрессивно настроенных к России стран-членов НАТО. <…>

В уже упомянутом интервью «России-24» Мазепин признавался, что у него две родины — Белоруссия, где он родился, и Россия, где он служил, учился и заработал свое многомиллиардное состояние. Похоже, что родин у главы «Уралхима» все-таки три — не так давно их список пополнила Латвия, куда с начала 2010-х годов Мазепин перебрасывает все большие куски своего бизнеса и где приобретаются все новые и новые активы.

Помимо двух портовых терминалов, в Латвии Мазепин приобрел футбольный клуб Sconto, гостиницу в Юрмале, а также тратит сотни тысяч евро ежегодно на благотворительность. Ходили даже слухи, что вскоре головной офис компании также переедет в Ригу (впрочем, этого так и не произошло). По некоторым данным, есть у Мазепина в Латвии и вид на жительство, а сам он неформально считается самым влиятельным русским бизнесменом в этой прибалтийской стране. 

Возможно, Мазепин просто готовит себе запасной аэродром в ЕС на случай возникновения проблем с бизнесом в России, где у его компании уже давно не все так безоблачно. «Уралхим» связан по рукам и ногам большими долгами, в которые ему пришлось влезть ради покупки 20% своего главного конкурента — «Уралкалия». Дело осложняется крупными авариями (в Березниках и Соликамске), на ликвидацию последствий которых до сих пор приходится тратить огромные средства. Дополняют картину и судебные тяжбы вокруг «Тольяттиазота», которые тянутся уже много лет и отнимают у компании немало сил и средств на дорогостоящих адвокатов и прочие расходы по процессу (которые «Уралхим», опять же, мог бы вложить в свое развитие или хотя бы долговую разгрузку). 

Складывая воедино кусочки этой мозаики, становится ясно, что владелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин — очередной олигарх, качающий из нашей страны богатства недр и деньги ради безоблачного будущего в Европе. Причем делает он это с особым цинизмом. Ему, к примеру, не жалко потратить десятки тысяч евро на две и без того не бедствующие рижские школы или выделить деньги на лечение латвийских детей — тогда как в Березниках, к примеру, в следующем году закроется единственный детский туберкулезный диспансер. Дела говорят громче любых слов, и из них видно, чьи дети ближе владельцу «Уралхима» и с какой страной он связывает свое будущее.

Источник — «Собеседник»

Источник: rosbalt.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомотор
Добавить комментарий