Чиновникам уже пришлось признать, что на рост рождаемости надежды нет, поэтому они призывают сократить смертность.
На сайте Росстата, наконец, появились данные по рождаемости и смертности в России за 11 месяцев 2018 года. Понятно, что окончательные выводы о том, как сложилась демографическая ситуация в стране в прошлом году можно будет сделать позже, когда появятся данные за весь прошлый год, однако в целом картина уже ясна. Как «Росбалт» и предполагал ранее, естественная убыль населения (то есть разница между числом родившихся и умерших) за год скорее всего превысит цифру в 200 тыс. человек. Этот вывод напрашивается из уже имеющихся данных за январь—ноябрь.
По данным Росстата, за 11 месяцев 2018 года естественная убыль населения в России составила 193 тыс. человек. За аналогичный период 2017 года убыль составила 122 тыс. То есть, налицо резкое увеличение темпов сокращения численности населения страны (без учета миграционного прироста) всего за один год.
Есть, правда, один небольшой плюс (если считать это плюсом) — увеличение убыли населения в 2018 шло в первую очередь за счет сокращения рождаемости. В январе—ноябре прошлого года в России родилось на 77 тысяч детей меньше, чем за тот же период 2017-го. Смертность же, если верить Росстату, за одиннадцать месяцев 2018, по сравнению с аналогичным отрезком времени 2017-го, тоже сократилась почти на 6 тыс. человек, что, в отличие от снижения рождаемости, вроде как хорошо. В прошлом году люди в России стали умирать не так интенсивно, как годом раньше.
Однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что даже относительным успехом это признать сложно. Если взять официальные показатели смертности в динамике хотя бы за последние два-три года, то становится понятно, что и в этой области нам похвастать особо нечем. В 2017 году по Российской Федерации умерло почти на 65 тыс. человек меньше, чем в 2016, что вероятно должно было свидетельствовать о больших успехах российского здравоохранения, социальной системы и экономики… Впрочем, если говорить серьезно, то уже приходилось отмечать, никаких успехов в этих сферах на деле, конечно, не было — наши люди, как пили, так и продолжали пить, в том числе и паленую водку; система здравоохранения, как разрушалась, так и продолжала разрушаться, а экономика, как стагнировала, так и продолжала стагнировать.
Даже по официальным данным видно, что в России дело идет не к сокращению, а к росту смертности. А это в свою очередь означает, что стабилизировать численность населения страны только за счет сокращения смертности, на что уповает министр труда Максим Топилин, не удастся.
Напомню, что выступая в январе на Гайдаровском форуме, Топилин был вынужден признать: «Дополнительными материальными мерами мы можем увеличивать суммарный коэффициент рождаемости, у нас есть для этого все возможности, но абсолютное количество рождений, как ни печально, будет снижаться. Поэтому если мы хотим достичь естественного прироста, нам нужно абсолютное количество смертей снизить достаточно серьезным образом».
По всей видимости, с точки зрения российской власти, увеличение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин — самая подходящая мера социального характера, которая как раз и приведет к уменьшению смертности в России.
Отметим, что миграционный прирост из стран СНГ, который многие годы частично компенсировал естественное сокращение численности российского населения, теперь такой роли, по всей видимости, играть уже не будет. Оперативных данных Росстата по внешней миграции пока нет, однако данные за 2017 год показывают, что если число въезжающих в Российскую Федерацию из зарубежных стран последние 4-5 лет остается примерно стабильным и колеблется в районе 590 тысяч человек в год, то количество выезжающих постоянно растет.
В 2017 году в РФ въехало 589 тыс. иностранцев, как ближнего, так и дальнего зарубежья, а выехало более 377 тыс. человек. Последнее число является абсолютным рекордом за 20 с лишним лет. Во многом это результат новой миграционной политики, проводимой в России примерно с 2013 года, когда были приняты поправки в ряд законов, упрощающие высылку иностранцев из страны по любому формальному поводу (а на практике нередко и без оного).
Таким образом, мы видим, что компенсировать все возрастающую естественную убыль населения в России не получается ни за счет роста рождаемости, которая, как было отмечено, наоборот, катастрофически падает, ни за счет сокращения смертности. Что касается привлечения мигрантов, которое вызывает у большинства россиян священный ужас, то и тут, как мы видим, надеяться не на что.
Кстати, общее сальдо миграционного движения населения в Российской Федерации за 2017 год (учитывалась как внутренняя миграция, которая абсолютно превалировала, так и внешняя) оказалось отрицательным — минус 47296 человек. По официальным данным в страну прибыло, а также перемещались внутри страны из одного ее региона в другой 1 342 039 человек. Выехало из страны, а также переехало из одного российского региона в другой 1 389 335 человек.
В общем, в обозримом будущем россиян ожидает примерно следующее: нас будет все меньше, жить мы будем тоже меньше, а работать дольше. Как в том старом советском анекдоте: остался только труд…
Александр Желенин
Источник: