Нас отключат, а мы влезем в окошко — Росбалт

Чтобы прописать конкретные правила «суверенизации Рунета» потребуется около двух десятков подзаконных актов.

Законопроект о «суверенном Рунете» заручился во вторник при его рассмотрении Госдумой в первом чтении поддержкой 334 депутатов, против его принятия высказались всего 47 человек. Особенно острая критика прозвучала со стороны депутатов от ЛДПР. При этом член этой фракции Андрей Луговой выступил одним из соавторов нашумевшего законопроекта.

Прямо с утра лидер ЛДПР Владимир Жириновский попытался заставить Лугового отозвать свою подпись под документом. «Мы снимаем его фамилию, он не является автором этого закона, и фракция ЛДПР не будет за него голосовать», — попытался надавить Жириновский. Но Луговой заявил, что не будет этого делать. Мало того, он всем своим видом старался продемонстрировать, что поддерживает закон идейно.

Еще один соавтор законопроекта — член Совета Федерации Андрей Клишас опять проигнорировал заседание Госдумы. В прошлый раз, когда депутаты обсуждали два его не менее скандальных законопроекта о наказании за «фейковые новости» и неуважение властей, сенатор уехал на Таймыр. На этот раз парламентарии даже не стали выяснять, чем так занят Клишас, что не может прийти на Охотный ряд.

Вместо него держать удар снова пришлось его коллеге по Совфеду Людмиле Боковой (она выступает третьим соавтором законопроекта). Депутаты не скрывали, что не воспринимают ее всерьез, потому что Бокова «не служила даже в ГРУ». Между тем, как минимум наличие погон, а в идеале образования в сфере IT является, по мнению парламентариев, непременным условием, чтобы выступать с авторством подобных инициатив. Бокова же, как напомнили в Госдуме, по образованию учитель и филолог.

Но сама сенатор сообщила на заседании о наличии у нее второго образования. «Я юрист в области информационного права и безопасности, то есть я понимаю все термины, которые упоминаются в законопроекте». Вслед за этим Бокова призвала депутатов поддержать законопроект и «довериться преподавателям», которые ее готовили.

На депутатов такая ремарка впечатления не произвела. Многие из них убеждены, что никакие враги на Западе не собираются отключать Россию от Сети. Наоборот, это российские власти хотят обзавестись «рубильником», чтобы информационно изолировать нашу страну от всего мира в случае массовых протестов и блокировать неугодные ресурсы, вроде иностранных социальных сетей и мессенджеров.

Поводы для такой интерпретации дали сами авторы проекта, которые не раз заявляли, что его принятие позволит контролировать как внешний, так и внутренний интернет-трафик. Кроме того, планируется создать реестр национальных доменных зон.

Несмотря на это, аналога китайского файрвола в России не будет, заверила Бокова. «У Китая ограниченное количество точек входа поступающего трафика, а у РФ — множество и никто не планирует их ограничивать. Но они должны быть зарегистрированы и подотчетны», — добавил глава комитета Госдумы по информполитике и связи Леонид Левин.

Еще одна претензия к законопроекту со стороны депутатов касалась его финансовой составляющей. Первоначально авторы этого проекта заявляли, что на его реализацию не понадобится дополнительные средства из казны. Как пояснила Бокова, 1,8 млрд рублей уже были заложены на эти цели при принятии Госдумой бюджета на 2019—2021 годы.

Депутаты вспомнили, что принимали бюджет в ноябре, а законопроект поступил в Госдуму позднее, в декабре. «Создается нехороший прецедент, когда деньги закидываются в бюджет на несуществующий закон», — обратил внимание депутат Госдумы от КПРФ Александр Ющенко.

Другие парламентарии заявили, что денег понадобится гораздо больше, чем говорит Бокова, — от 130 до 150 млрд рублей. А пришедший на заседание Госдумы замглавы Минкомсвязи Олег Иванов и вовсе сообщил, что окончательная цена вопроса станет понятной только по ходу реализации нового закона.

«А что, если вы опять освоите бюджетные деньги и ничего не сделаете?», — недоверчиво поинтересовался либерал-демократ Кирилл Черкасов. Он также хотел выяснить техническую сторону вопроса, но Бокова сказала, что принимаемый закон носит всего лишь рамочный характер, детали же собираются прописать в подзаконных актах, которых, по ее подсчетам, должно быть не менее 20.

«Этот закон никакого отношению к отключению Рунета (в качестве страховки) не имеет», — не поверил авторам проекта и коллега Черкасова по фракции ЛДПР Сергей Иванов. Он рассказал, что общался на эту тему со специалистами, которые пишут, в том числе, учебники для студентов. «Они сказали, что этот закон — бред сивой кобылы. Можете привлекать меня за неуважительное отношение к органам власти», — сказал Иванов. После этого он заметил, что все принимаемые Госдумой закону условно можно разделить на четыре категории — «а», «б», «в», «г». «Первая категория — ах, какой хороший законопроект. Вторая — более-менее хороший законопроект. Третья — вредный законопроект. А это законопроект категории «г», — высказался Иванов.

«Эсер» Олег Нилов и вовсе считает, что Госдуму заставили совершить какой-то «интернет-Brexit». «Нас отключат, но мы не уйдем, а влезем в окошко», — сказал депутат.

К слову, фракция «Справедливая Россия» раскололась при выработке позиции по законопроекту. Так, два «эсера» — Николай Рыжак и Елена Драпеко, напротив, заявили, что такой закон нужен и никакого ограничения прав и свобод они в нем не видят. «Это надо было делать еще 10-15 лет назад», — сказал Рыжак. А Драпеко выразила уверенность, что как только Россия создаст «страховку» от отключения от «мировой паутины», все враги «тут же от нас и отстанут». «Вот мы создали платежную систему «Мир» и угрозы об отключении от международной системы тут же прекратились», — сказала она.

В КПРФ считают отключение России от интернета маловероятным. Сам же законопроект там назвали «сырым» и «непроработанным».

Депутаты опасаются, что учения, которые регулярно предлагается проводить в рамках создания «суверенного Рунета», будут сопровождаться сбоями в сети. «Если все попытки выстроить интернет-систему накроются медным тазом, то всю нашу промышленность и экономику, которые не убили западными санкциями, добьют вот этим законом», — полагает «эсер» Олег Шеин.

Но Олег Иванов заверил, что если не принять такой закон сейчас, то через три года «будет уже поздно». «Надо одобрить его в первом чтении, а во втором глубоко и тщательно доработать», — призвал парламентариев замглавы Минкомсвязи.

Елена Земскова

Источник: rosbalt.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомотор
Добавить комментарий