Россияне обвиняют правительство в росте цен, снижении уровня доходов, безработице и невыполнении социальных обязательств. Более половины граждан считают, что кабинет министров Дмитрия Медведева должен уйти в отставку. Будет ли резкий рост недовольства иметь какие-то политические последствия, или в существующей системе мнение большинства населения можно игнорировать без опасений?
Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:
«Почему возникли такие настроения? Во-первых, сказалась пенсионная реформа, которая ударила при привычным еще с советского периода нашей истории правилам: мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины — в 55. Когда людей опрашивали об отношении к пенсионной системе, они, наоборот, говорили, что хорошо бы было возраст уменьшить, чтобы, например, женщины выходили на пенсию в 50 лет. И вдруг срок выхода на пенсию увеличивают. Это вызвало достаточно сильный диссонанс. Уличные протесты закончились быстро, потому что люди полагают, что ничего уже не изменишь. Но осталась обида, люди ощущают себя оскорбленными.
Есть и вторая проблема. Если посмотреть, что вменяют в вину правительству, то мы увидим, что резко, почти в два раза, выросло число тех, кто говорит, что правительство не может обеспечить россиян работой. Было 24%, стало 46%. Это огромный скачок. Он может показаться странным, потому что безработица у нас по официальной статистике даже несколько уменьшилась и довольно долго фиксируется где-то в районе 5%, даже меньше. И вдруг — 46% недовольных. Откуда они? Понятно, что не фиксируется скрытая безработица, к тому же выросли страхи людей предпенсионного возраста, которые боятся, что их уволят, не обращая внимания на законы. Но и это еще не объясняет такого скачка. Похоже, что людей выматывает кризис. Реальные доходы падают, цены растут, зарплаты не увеличиваются. Работа часто неинтересная, монотонная, людям приходится подрабатывать, но подработки небольшие, а уходит на них много сил и времени. Поэтому когда люди говорят про работу, они имеют в виду не только возможность найти какую-нибудь работу — "какая-нибудь" работа есть, — они имеют в виду работу достойную, нормально оплачиваемую, чтобы можно было прокормить семью. А вот с этим в стране проблемы, ставшие еще более заметными в период рецессии, переросшей в стагнацию.
Россияне, измотанные этим пятилетием, когда в экономике все неблагополучно, предъявляют претензии правительству. Соединение обиды за повышение пенсионного возраста и замотанности стагнацией, из которой не видно выхода, приводит к такому результату.
Но насчет политических последствий для правительства я не уверен. У нас как-то не принято увольнять человека, который взял на себя ответственность. Наоборот, считается, что не брать на себя ответственность — плохо. Дмитрий Медведев взял на себя ответственность на пенсионную реформу. Зачем его увольнять-то? Поэтому я не думаю, что для правительства возникла непосредственная угроза отставки».
Анатолий Баранов, публицист, главный редактор «ФОРУМ.мск»:
«Я не думаю, что речь идет о каком-то росте неудовольствия в отношении правительства — рейтинг правительства крайне низкий уже давно. Думаю, что речь идет о чем-то таком, что заставило „Левада-центр“ более объективно отнестись к результатам своего опроса.
Мы, живя в стране, прекрасно понимаем, что оснований быть недовольными правительством у граждан более чем достаточно. И наоборот, оснований радоваться тому, как правительство выполняет свою работу, я не вижу.
В норме при такой ситуации президент и депутатский корпус ставят вопрос о доверии правительству. Но в нашей стране создана „особая“ политическая система, при которой никаких последствий может и не быть. Ну, примут к сведению, что рейтинг — низкий. Так он всегда низкий, и ничего удивительного в этом нет — ни для правительства Дмитрия Медведева, ни для нас»
Федор Бирюков, директор Института Свободы, политик:
«Правительство на протяжении долгих лет является системным козлом отпущения. Оно, безусловно, непопулярно, потому что большинство резонансных законодательных инициатив и практических шагов, которые предпринимаются и о которых сообщают СМИ, носят не просто непопулярный, а „антипопулистский“ характер. Все „жесткие меры“ — и повышение налоговой нагрузки, и пенсионную реформу предлагает именно правительство. Оно представляет собой такой экономический блок, который ассоциируется с олигархическими элитами, с нагрузкой на население, с попытками возместить бюджетную нехватку за счет карманов граждан.
По сути, правительство на политическом уровне выполняет ту же функцию, что и партия „Единая Россия“ на парламентском поле — функцию аккумулятора негатива. Зачастую президент использует ситуацию для того, чтобы, в том числе, корректировать уж слишком непопулярные законы или меры.
При том, что правительство в целом или отдельные его министры непопулярны среди населения, они длительное время занимают или одни и те же посты, или меняют одно кресло на другое. Но в целом колода министров практически неизменна уже долгие годы. Почти каждый политический сезон эксперты ожидают смены правительства или статусных отставок, но этого не происходит. Одна из причин в том, что негативная роль правительства нужна для проведения системы сдержек и противовесов — на федеральном и региональном уровне. И я не думаю, что сейчас будет какая-то статусная громкая отставка или смена курса правительства».
Георгий Федоров, президент Центра социальных и политических исследований «Аспект»:
«Такие настроения логичны после всех действий обновленного правительства, после того, как Владимир Путин назначил его вслед за своим переизбранием. Все действия правительства были абсолютно антисоциальными и ухудшающими жизнь граждан. И те заявления, которые высказывали многие министры, тоже сделали свое дело: правительство стало абсолютно непопулярным, и большинство людей выступает за то, чтобы отправить его в отставку. Параллельно теряется авторитет и у всей власти. Рано или поздно это может ударить и по первому ее лицу. И мы это уже видим: даже официальные социологические службы признают, что рейтинг Владимира Путина тоже падает.
Конечно, если в стране долгое время существует непопулярное правительство, которое навязывается „сверху“, то легитимность его решений теряется. И это также может привести к политическим подвижкам и политическим требованиям протестующих и общества в целом, а „Единая Россия“ будет терять позиции на выборах — как это мы уже видели на последних губернаторских выборах».
Дмитрий Ремизов
Источник: