Соглашение о корректировке административной границы между Чечней и Ингушетией было подписано руководителями обеих республик Рамзаном Кадыровым и Юнус-Беком Евкуровым еще 26 сентября 2018 года, однако территориальный спор, судя по всему, все еще далек от своего разрешения.
Во всяком случае, такой вывод напрашивается из заявлений, сделанных на пресс-конференции, прошедшей 22 ноября в московском пресс-центре «Росбалта», рядом депутатов ингушского парламента, а также из решения Конституционного суда Республики Ингушетия, на которое эти парламентарии неоднократно ссылались.
Напомним, что 30 октября текущего года Конституционный суд республики вынес решение о «конституционности Закона Республики Ингушетия от 04 октября 2018 года № 42-РЗ «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой».
Решение КС Ингушетии было кратким и уложилось в два пункта. В первом это соглашение признается «не соответствующим Конституции Республики Ингушетия», а во втором говорится, что оно «без его утверждения на референдуме Республики Ингушетия не порождает правовых последствий для органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан в Республике Ингушетия».
Как известно, подписание этого соглашения вызвало многотысячные митинги протеста в Ингушетии, которые продолжались две недели. Затем борьба перешла в правовую плоскость и решение Конституционного суда республики, ослушавшегося руководителя региона и принявшего решение, противоречащее уже подписанному соглашению, свидетельствует о том, что мяч сегодня на стороне тех, кто с ним по этому вопросу не согласен.
Впрочем, Евкуров тоже не собирается сидеть сложа руки и предпринял соответствующие контрмеры. А именно написал запрос в Конституционный суд России, который на днях должен вынести вердикт по этому вопросу.
Выступившие на пресс-конференции в «Росбалте» депутаты парламента Ингушетии акцентировали внимание общественности на келейности разработки соглашения о границе с Чечней, а также о нарушениях, которые, по их мнению, были допущены в ходе голосования ингушского парламента по этому вопросу.
Так, по словам депутата Закрия Мамилова, в зале парламента в тот момент находилось 24 из 32 народных избранников. Для того чтобы решение было принято, за него должны были проголосовать 17 депутатов. Между тем, Мамилов показал список подписей 15 ингушских депутатов, которые заявили, что голосовали против этого соглашения с Чечней. Соответственно, если 9 других депутатов, присутствовавших в тот день в парламенте республики, проголосовали в поддержку этого документа, то они явно не составляли большинства.
Важен и другой момент. Как напомнил Мамилов, Ингушетия — самая маленькая из всех республик Российской Федерации, а по плотности населения она сопоставима с такими мегаполисами, как Москва и Петербург. Между тем, в российских СМИ превалирует мнение, что республики по этому соглашению просто обменялись равноценными территориями. Однако депутаты ингушского парламента, выступившие в Москве, категорически опровергают это утверждение. Тот же Мамилов говорит, что у маленькой Ингушетии в пользу гораздо более крупной Чечни урезается 34 тыс. га земли Судженского района, в то время как Ингушетия получила от Чечни территорию гораздо меньшего размера (около 2 тыс. га).
Другой ингушский депутат Зелимхан Оздоев отмечает, что на землях, которые по соглашению должны отойти Чеченской Республике, находится природный заповедник, а также 11 населенных пунктов общей численностью 100 тыс. человек. Для республики с населением в 488 тыс. человек это существенная потеря.
Депутат Сет-Салим Альхигов говорит, что на его памяти с 1957 года у ингушей уже в четвертый раз отбирают землю. По его мнению, на этот раз подобное стало возможным потому, что на этом клочке земли имеется нефтяное месторождение.
Зелимхан Оздоев в свою очередь напомнил слова президента РФ Владимира Путина, который в свое время сказал, что если мы будем перекраивать границы между субъектами Российской Федерации, то это будет равносильно открытию ящика Пандоры и началу гражданской войны.
Депутат Мамилов же уверен, что «любое изменение границ возможно только с учетом мнения населения, и потому по этому вопросу должен быть проведен референдум».
Депутат Руслан Гагиев отметил, что Сунженский район всегда контролировали представители ингушских фамилий. По его словам, ингуши «не могут разбрасываться этими землями».
Сложно сказать, какое решение примет 27 ноября Конституционный суд России, который в этот день будет рассматривать этот вопрос, но что-то подсказывает, что в его вердикте наверняка будут учтены пожелания руководителя более крупной из двух республик, который, как мы знаем, имеет особые отношения с президентом РФ и карт-бланш если не на все, то уж точно на многое…
Михаил Сергеенко
Источник: