Небольшие компании уже начали пользоваться новой схемой ухода от налогов.
Некомпетентность отечественных законодателей уже стала притчей во языцех. Вся страна регулярно обсуждает перлы депутатов, которые словно бы соревнуются в масштабах собственной глупости. Но ведь эти же люди пишут законы, по которым мы живем. И едва ли не каждое их решение что-нибудь портит и ломает. Иногда это судьбы десятков людей, а иногда — тысяч и миллионов.
Недавно был принят закон о самозанятых гражданах: в «пилотных регионах» самозанятые должны будут платить налоги в размере 4-6%. Казалось бы, инициатива благая — вывести несколько десятков тысяч россиян из теневого сектора. Но не прошло и месяца с момента вступления закона в силу, как появилась информация, что руководители предприятий начали оформлять своих работников как самозанятых, чтобы уходить от налогов и взносов. А ведь экономисты и другие эксперты об этой опасности предупреждали…
Старший юрист Tenzor Consulting Group Роман Шабанов рассказал, что уже на стадии разработки законопроекта бизнес активно прорабатывал схемы занижения налоговой базы. «Вряд ли все работодатели будут поголовно заниматься оптимизацией расходов по уплате НДФЛ именно путем преобразования трудовых отношений с устроенными работниками, оформляя им статус „самозанятых граждан“ — плательщиков налога на профессиональный доход. Не думаю, что эта тенденция приобретет лавинообразный характер. В рамках налогового контроля налоговый орган имеет возможность доказать создание подобной схемы с целью занижения налоговой базы и по результатам проверки вынести соответствующее решение о привлечении работодателя к налоговой ответственности», — считает юрист.
Шабанов полагает, что факт увольнения работников во взаимосвязи с фактами заключения компанией с теми же работниками договоров гражданско-правового характера и перечисления им денежных средств за услуги (работы) по этим договорам явится основным обстоятельством, на котором будет строиться позиция налогового органа. «Вопросы в части полноты уплаты НДФЛ могут появиться и к налогоплательщикам-гражданам, имеющим трудовые отношения с таким работодателем, — к гражданам, фактически осуществляющим именно трудовую деятельность, но зарегистрированным в качестве плательщиков налога на профессиональный доход. Деятельность гражданина в подобном формате может быть квалифицирована налоговым органом и как предпринимательская без признаков самозанятости», — сообщил юрист.
Тем не менее, на сегодняшний день небольшие компании уже реализовывают подобную модель отношений с соискателями, сразу оформляя новых работников как плательщиков налога на профессиональный доход. «Но учитывая, что подобная модель отношений направлена на занижение налоговой базы и в целом противоречит концепции и задачам закона о самозанятых, представляется, что далеко не все работодатели будут готовы ее применять в кадровых решениях», — полагает Роман Шабанов.
Доктор юридических наук Никита Лютов считает, что какая-то часть работодателей все же будет пользоваться новой лазейкой. «С точки зрения трудового права инициатива в любом случае плохая, потому что стимулирует вновь трудоустраивающихся работников фиктивно оформлять как самозанятых», — заметил профессор.
Никита Лютов тоже надеется, что повсеместного переоформления уже работающих сотрудников все же не произойдет. «Федеральная налоговая служба достаточно уверена в своих силах, что сможет отслеживать такие ситуации и наказывать. Но в любом случае печально, что государство собирается бороться со злоупотреблениями в этой области, основываясь на чисто бухгалтерски-фискальных вещах, а вопросы социальной политики и защиты трудовых прав явно не в приоритете», — констатировал эксперт.
Между тем бывший замминистра труда РФ, доцент Павел Кудюкин полагает, что ничто, кроме сопротивления самих работников, не препятствует работодателю переводить людей в статус самозанятых. Но сопротивления ожидать не приходится. «Формально такой перевод делается по желанию работников и, может, даже по их инициативе. Вероятнее всего, работодатель вынуждает подавать заявления об увольнении по собственному желанию, а затем оформляет людей как самозанятых, заключает с ними гражданско-правовой договор. Процесс выгоден работодателям, а работников можно „купить“ небольшим увеличением оплаты. Хотя потери работников большие: их лишают прав на оплачиваемый отпуск, на больничный, уходят любые гарантии по продолжительности рабочего времени и т. д.», — перечислил эксперт.
Автор закона, зампред Совета Федерации Евгений Бушмин назвал таких работодателей жуликами и пригрозил уголовным преследованием за мошенничество. Однако Павел Кудюкин полагает, что запугать работодателей преследованием по закону вряд ли удастся. «Никакого состава преступления тут нет. Господин Бушмин проявляет фантастическую правовую неграмотность, применяя термин „мошенничество“ в бытовом, а не в юридическом смысле. Единственная препона: это если вдруг работник обратится в суд и заявит, что гражданско-правовой договор фиктивен и на самом деле скрывает трудовые отношения, и потребует их переоформить соответствующим образом. Но будет довольно трудно найти работников, которые будут готовы жаловаться на своих работодателей из-за таких переводов. У нас и при трудовых договорах не всегда соблюдаются положенные гарантии», — напомнил эксперт.
Член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Олег Шеин сравнил ситуацию с выплатой зарплат в конвертах. Все знают, что это незаконно, но никто за работодателями, платящими «черные» зарплаты, не гоняется. «Выдача заработной платы в конвертах является уголовным нарушением, потому что в числе прочего подпадает под статью Налогового кодекса — по НДФЛ и страховым взносам. Но мы хорошо знаем, что никаких уголовных дел по налоговым нарушениям такого рода в РФ не было, о них не известно», — напомнил депутат и профсоюзный деятель.
Олег Шеин считает закон о самозанятых непрофессиональным. «Люди, которые его писали, не умеют думать о последствиях законотворческого процесса. Вопрос не только в том, что работодатель может в нарушение законодательства переводить своих работников в категорию самозанятых, но и в том, что 5 млн индивидуальных предпринимателей, которые сегодня платят либо упрощенку, либо вмененный налог, могут уйти на оплату тысячи рублей в год и сказать: „а вот все наши налоги“. Этот процесс будет абсолютно законным и он, конечно, будет подрывать местные бюджеты. Когда я этот вопрос задавал господину Макарову, никакого вменяемого ответа я не услышал. Потому что сторона, предлагавшая это решение, не просчитывала — как всегда это у них бывает — последствий своих поступков», — сказал депутат.
По мнению Олега Шеина, мы сейчас пожинаем плоды работы однопартийной системы и однопартийного парламента, плоды господства «Единой России». «Когда реально существует многопартийный парламент, каждому необходимо продумывать предложения, отстаивать свою точку зрения, доказывать, убеждать. Я застал многопартийные парламенты — в девяностых и начале нулевых годов. Тогдашние законы носили более взвешенный характер, потому что были продуктом диалога. А когда у тебя „в кармане“ 350 человек, а точнее 350 кнопок, — ты можешь принимать все что хочешь, любой бред, который тебе придет в голову, поскольку товарищи по партии в рамках партийной дисциплины тебя ни о чем не спросят, а критику извне можно просто игнорировать. Как следствие, мы и имеем непрофессионально написанные законы в самых разных направлениях», — констатировал депутат.
Таким образом закон, который был призван увеличить поступление налогов в бюджет, только уменьшит их объем и ухудшит социальное положение граждан.
Телега российского государства скрипит из-за того, что ее нагружают все новыми бездумными законами, но она пока еще не развалилась и куда-то движется. Но вот куда, не в болото ли? Впрочем, возможно, мы не утонем: благодаря инициативам управителей телега развалится раньше, чем доедет.
Дмитрий Ремизов
Источник: